Максим
Семеляк
журнал
«Афиша»
Палево(3-я часть статьи «Игры дилетантов»)
«Однажды я через интернет
залез на так называемые сервера КПСС. Это где-то там в тундре, под землей стоят огромные древние компьютерные
станции, занимающие чуть не всю тундру. Мне дали пароль, и я оттуда выкачал
море секретной информации, в частности, там было следующее изобретение: во
время войны, когда была блокада, существовали летающие пекарни, и вот они через
Финский залив...»
Такие сны
видит человек по имени Олег Сурков. Ему 29 лет. Он мне их пересказывает, а я
как ненормальный и одновременно подорванный слушаю – так же как в последние несколько лет слушал записи его группы «Палево», которые тоже в некотором роде сон смешного
человека. «Палево» – это ребята (вот не подобрать
другого слова) с юго-востока Москвы, которые долгое время просто пытались
уморить друг друга смехом в домашних условиях с помощью гитар, диктофонов и совершенно запредельной стиховой околесицы, а в прошлом году
стали как-то даже и выступать.
«Первую
песню я вообще в 1989 году записал, – сообщает Сурков. – А группа «Палево» началась в 1993 году, проект, правда, назывался
«Тише пчел». Мне уже тогда понравилась идея не париться с написанием текстов, а
импровизировать на подходящую мелодию». Пожалуй, главная примета саунда «Палева» – это
вышеуказанный дикий смех, который участники коллектива не в силах сдерживать в
процессе записи. Их стиль можно назвать психоделическим
КСП (иногда все звучит так, как если бы Черный Лукич положил на музыку роман «Мифогенная любовь каст»), хотя лично я предпочел бы термин
«форменное безобразие». Можно предположить, что лирический герой «Палева» – это некий собирательный Витя Малеев, который и не
в школе, и не дома, а в какой-то удивительной прострации, во время которой он
пребывает везде. Бесчисленные альбомы «Палева» – это
смехотворный всеохватный гон на тему летки-енки,
«Валенок», «Я хочу быть с тобой», «Quizas Quizas Quizas», Такеши Китано, песен Егора Летова и арий кота Леопольда. Тексты большей частью
сочиняются на ходу, носят отчаянно-бредовый характер и при этом блещут вполне
чеканными строчками и завидными сюжетами. Все эти «узкие улочки Пакистана»,
«чем любить и умирать, лучше фэнтези читать»,
«обрастает музыка березами», «мальчик хочет в табло», «я Инна Друзь, и я в порядке» слагаются в самую, надо думать,
действенную, живую и загадочную умору со времен инаугурации Псоя
Короленко на московской клубной сцене.
Дома я расшифровываю интервью и обнаруживаю,
что в тот момент, когда я на секунду вышел из-за стола, неосмотрительно оставив
диктофон включенным, Олег Сурков не терял времени. Наушники проворчали: «Ну
вот, взял и ушел, оставил меня один на один с диктофоном. Ну
мне-то как бы не привыкать. У нас первые 60 альбомов на диктофон были записаны.
Ну не на такой, конечно, крутой. Но тоже будьте-нате.
Не могу я спокойно смотреть, как простаивает такое интересное устройство». Эти
слова наложились на игравшую в кафе тему из «Убить
Билла». Ту, что со свистом. Как будто так и надо.